НОВОСТИ ФУТБОЛА | СТАТЬИ | ОБЗОРЫ | ВИДЕО | РЕЗУЛЬТАТЫ LIVE | КОНТАКТЫ | КОТИРОВКИ
    

###Хуан Себастьян Верон. Путь "Брухиты" ###

К весне нынешнего года из той сборной Аргентины, которая произвела неплохое впечатление на французском чемпионате мира, оставалось четверо футболистов, ещё не завершивших игровую карьеру. И все, как на подбор, звёзды первой-второй величины, прекрасно известные как у себя на родине, так и за границей. Не футболисты – глыбы! Не определившийся пока с клубом Эрнан Креспо, вечноцветущий Хавьер Дзанетти, «Ослик» Ариэль Ортега и, собственно, наш герой. Он-то и уменьшил теперь это количество с четырёх до трёх. Прощальной игрой Хуана Себастьяна Верона, знаменитого «Эль Брухито», стал матч предпоследнего тура аргентинской Клаусуры-2012, в котором его «Эстудиантес» дома одержал победу над «Олимпо». Верон, которому в марте исполнилось тридцать семь, заранее объявил о грядущем завершении карьеры, и последний перед летним межсезоньем матч на родном «Эстадио Унико де ла Плата» для этой цели подходил как нельзя лучше.

...-Тридцать семь лет жизни, неразрывно связанные с футболом. Да-да, все тридцать семь – можно сказать, с первого младенческого крика! Ведь будущий звёздный игрок «Пармы», «Интера», «Лацио» и «Эстудиантеса» родился в семье профессионального футболиста, чьи подвиги и слава в Аргентине как минимум не уступают сыновним.

Яблоко от яблони

Верон-старший, сеньор Хуан Рамон – легенда «Эстудиантеса», с которым становился чемпионом Аргентины и трёхкратным обладателем Копа Либертадорес, а также выигрывал Межконтинентальный кубок. В 1975-м, после почти трёхлетней успешной «командировки» в Грецию (выступал за «Панатинаикос») Хуан Рамон вернулся домой, в Ла-Плату. Здесь и появился на свет его первенец Хуан Себастьян. Дело было 9 марта 1975 года, как раз в день очередного «Класико Ла-Плата». Так в Аргентине называют дерби «Эстудиантеса» с местной «Химнасией» - одно из самых свирепых футбольных противостояний в стране. Данный конкретный матч сложился для «Эстудиантеса» очень удачно, команда победила 4:1, а Хуан Рамон забил один из голов. Нет, не посвятил его новорождённому сыну - ещё не знал...- И только потом, в раздевалке, тренер «студентов» - а им был не кто иной, как Карлос Билардо, будущий наставник чемпионов мира – сообщит Верону-старшему радостную новость. Добрый тренер специально решил до поры до времени скрыть её от новоиспечённого отца – чтоб тот не расконцентрировался перед игрой! Но отгул потом всё-таки предоставил.

Взросление в футбольной семье налагает определённую печать. С юных лет Хуан Себастьян привык к путешествиям – ещё младенцем он оказался в Колумбии, где доигрывал отец, а в пятилетнем возрасте вернулся вместе со всей семьёй в родной город. Неудивительно, что Верон-младший, всё свободное время проводивший во дворе с мячом, пошёл по стопам отца. Талант у мальчика был несомненный, сам Хуан Рамон всячески поощрял сына и, несомненно, был очень горд, когда «наследник» легко прошёл конкурс в футбольную школу «Эстудиантеса». Да как потом заиграл! По легенде (вполне возможно, правдивой), в одном из матчей за детскую команду семилетний Верон забил в ворота соперника тринадцать мячей.

(Справедливости ради отметим, что Себа, с детства отличавшийся упрямым норовом, плохо учился в школе и не проявлял особого интереса ни к чему, кроме спорта- попытки сделать из отпрыска кого-то другого, а не профессионального футболиста, вызывали семейные скандалы – так что большого выбора у папы с мамой вроде как и не было).

Дебют Хуана Себастьяна в первой команде «студентов» приходится на сезон 1993/94. За пару лет до этого Верон успел стать бронзовым призёром чемпионата мира среди 17-летних, так что от дебютанта уже ожидали очень многого. Юный Хуан Себастьян Верон. Путь хавбек оставил хорошее впечатление, но, увы, для самой команды из Ла-Платы тот сезон был очень грустным – «Пинчарратас» спикировали во второй дивизион. Чтобы год спустя вернуться в элиту, при непосредственном участии Верона! Именно тогда он по-настоящему проявил себя как блестящий диспетчер и неутомимый труженик, способный как «таскать рояль», так и «играть» на нём. Впоследствии эти качества будут только совершенствоваться.

Описать манеру игры Хуана Себастьяна и его функции на поле, на самом деле, очень сложно – потому что Верон был из того вымирающего племени игроков, которые умели в полузащите всё. Техника сочеталась с физической мощью, умение исполнять стандарты – со способностью открыться в чужой штрафной и нанести завершающий удар. Даниель Коласимоне из Sabotage Times, подводя итоги Вероновой карьере, пишет сейчас: «Колоссальная личность как на поле, так и за его пределами, потрясающий футболист, настоящий метроном в центре поля. Он мог быть жестоким и одновременно удивлять изяществом своей игры. Располагаясь на своей глубоко оттянутой позиции, он так направлял ход игры, как мало кто из его поколения умел делать. Под настроение он мог проломиться с мячом сквозь защиту соперника, подобно танку, и нанести пушечный удар с дальней дистанции, часто с прекрасным результатом. В обороне он был агрессивным мастером подкатов и неоспоримым лидером. Заполучив мяч, он становился шаманом, харизматичным мудрецом – собственно, колдуном становился».

Кстати, насчёт магии. Прозвище Верона-старшего, под которым он был известен всей Южной Америке – La Bruja, то есть «ведьмак», «колдун». То ли за чудеса, демонстрируемые на поле, то ли за крючковатый нос. Когда в полную силу заиграл сынок, кличка была им унаследована, вот только Хуан Себастьян стал La Brujita, с уменьшительным суффиксом. Адекватно перевести это прозвище на русский не получается – «ведьмачок» как-то несерьёзно, а «маленький колдун»...- Да какой же он маленький – при росте в метр восемьдесят пять! В 20 лет подающий огромные надежды игрок без всякого папиного «проталкивания» перешёл в «Боку Хуниорс», а немного позже – дебютировал во взрослой сборной Аргентины. В «Боке» Верон провёл неплохие полгода (играл в одной команде с самим Марадоной!), но Хуана Себастьяна в то время манили уже новые горизонты. Читай – европейские. Летом 1996 года Верон за вполне приличные деньги (где-то пишут о 5 миллионах долларов, где-то – о семи) был подписан «Сампдорией».

Tira la bomba

«Сампа» в середине 90-х, когда её тренировал небезызвестный Свен-Йоран Эрикссон, уже растеряла львиную долю былого величия, однако продолжала оставаться очень симпатичной, зрелищной командой. И Верон, появившись в этом коллективе, сразу же стал незаменимой деталью «Сампдории». Его филигранные пасы, с которых забивали ветеран Манчини и молодой Монтелла, едва не вывели генуэзцев в еврокубки. Совсем чуть-чуть не хватило «Сампе» в первом сезоне Верона, чтобы занять заветное пятое место. Второй сезон получился уже менее успешным для команды, хотя Верон по-прежнему блистал в центре поля, а потому регулярно вызывался в сборную страны. Летом Хуан Себастьян от звонка до звонка отыграл с «альбиселесте» все матчи на французском чемпионате мира (в частности, реализовал послематчевый пенальти в драматичной перестрелке с англичанами) и по итогам турнира вошёл в символическую сборную ФИФА). Тогда же он оформил контракт со значительно более сильным и перспективным итальянским клубом – а именно, с «Пармой».

В «пармской обители», так уж сложилось, Верон провёл лишь год – зато какой! Сезон 1998/99 стал одним из самых успешных в истории «Крестоносцев». Хуан Себастьян был твёрдым игроком основы в команде, которая весной сделала «кубковый дубль», то есть завоевала Копа Италиа и КУЕФА. В еврокубках, как ни странно, пармезанцам тяжелее всего пришлось на самой первой стадии, когда «Фенербахче» дома одержал минимальную победу, а в Италии до 73-й минуты удерживал нужный счёт 1:2. Кое-как хозяева турок додавили, а дальше уже понеслись по турнирной сетке со всё увеличивающейся скоростью. Хотя в той команде бомбардирские функции были возложены на КьезуХуан Себастьян Верон. Путь и Креспо, а Верон больше занимался дирижированием атак, но и «Брухита» свой гол забил – «Бордо» в четвертьфинале, когда французский клуб был унижен на «Эннио Тардини» 6:0. А в решающей битве за трофей «Парма» легко разобралась с другими французами, из «Марселя» - 3:0. Увы, победоносный коллектив развалился очень быстро, а сам пармезанский клуб окажется на грани банкротства из-за махинаций владельцев. Так что Верону, видимо, ещё повезло – подоспело «вкусное» предложение от «Лацио». Там как раз собралась постине звёздная плеяда мастеров (Станкович, Недвед, Консейсао, земляк Диего Симеоне), возглавляемая старым знакомцем Эрикссоном.

Первый сезон в столичном клубе стал пиком европейской карьеры Верона. «Брухита» забил в чемпионате восемь голов, что было для него личным рекордом, а римляне в блестящем стиле взяли скудетто, прибавив к золотым медалям ещё и кубок страны с суперкубком. Хуан Себастьян быстро стал любимцем фанатов «Лацио», которые приветствовали аргентинского хавбека дружным скандированием: «Borombombom, tira la bomba, Vero Veró-n!». Переводится примерно как «Запусти-ка бомбу, дорогой Верон!» Бомбы и прочие снаряды действительно запускались не раз, жизнь Верона в Риме складывалась отлично, и только скандал, разгоревшийся весной 2000-го, серьёзно омрачил перспективы «Ведьмака».

По тогдашним правилам, на контракте в клубе серии А могли находиться не более пяти футболистов – не граждан ЕС. Верон к таковым не относился, у него итальянский паспорт был...- Вроде бы. Сначала Себу долго таскали в прокуратуру из-за подозрений в подделке паспорта, затем линия обвинения изменилась – теперь уже обвинение предполагало, что сам документ правильный, но вот основания для его получения были игроком сфальсифицированы. Верон утверждал, что его прадедушка имел итальянское гражданство. Канитель эта тянулась несколько лет, и только в 2007 году, когда «Брухита» уже вернулся в Аргентину, обвинения с него были окончательно сняты. Выяснилось, что почтенный предок из Италии действительно существовал, только не тот, который изначально был указан в документах Верона. Ошиблись, с кем не бывает...-

А пока суд да дело, Верон решился кардинально поменять обстановку – в июле 2001-го аргентинского хавбека приобрёл сам «Манчестер Юнайтед». Сумма трансфера составила рекордные для британского футбола 43 миллиона долларов, сэр Алекс загодя раздавал в прессе комплименты новичку- английские спортивные СМИ раздували шумиху, публиковали биографии аргентинца и предвкушали незабываемое зрелище...-

И вот тут самое время задать риторический вопрос – что же могло пойти не так?

Английский пациент

Три года с момента злосчастного перехода в «МЮ» и до аренды в «Интер» летом 2004-го – самые мрачные в карьере Верона. На вчерашнюю звезду чуть ли не в одночасье свалилось столько неприятностей – иной слабохарактерный человек в тех условиях точно бы повесил бутсы на гвоздь и пошёл бы заниматься каким-нибудь менее нервным делом. Судите сами. Начал Верон отлично, был признан Игроком месяца АПЛ в сентябре 2001-го и во всех интервью рассказывал, как он всегда мечтал играть в Англии. («В конце концов, мой дядя выступал за «Шеффилд Юнайтед»! Да, было такое – Педро Верде, муж тёти Верона, провёл несколько матчей за «клинков» в конце 70-х...-) Но дальше начались большие и необъяснимые проблемы.

Оказалось, что быстрый и атлетичный британский футбол – не для Верона, а соперники быстро приспособились к манере игры аргентинца. (Примечательно, что как раз в еврокубковых поединках, против соперников с континента, «Брухита» смотрелся лучше). Восторг английских болельщиков быстро сменился недоумением, а затем – гневом. Медлительный и выпадавший из игры в большинстве матчей Верон действительно ничегоХуан Себастьян Верон. Путь другого не заслуживал. Тем временем в Италии продолжались разбирательства по поводу загадочного прадедушки, сам Верон получил вызов в суд, а помогавший оформлять паспорт агент футболиста был приговорён к тюремному заключению.

Усугубил ситуацию провальный мундиаль в Японии и Корее. Сборная Аргентины отправилась за полмира в привычном ранге одного из фаворитов, сопровождаемая гимнами и фанфарами, болельщики строили воздушные замки, а сам Верон в последний момент перед стартом получил капитанскую повязку, когда травмировался Роберто Айяла. Результат? Одна-единственная натужная победа над Нигерией и позорный вылет уже на групповой стадии! Особенно жгло душу фанатам безвольное поражение во втором туре от принципиальных соперников, англичан. Тот матч вся команда провалила, Верон был не лучше и не хуже партнёров – но камни полетели именно в капитана, к тому же игравшего в Англии. Его называли слабаком и, что ещё хуже, предателем, обвиняли Верона в том, что он продался «проклятым инглезам». Очевидно, повлияла эта шумиха и на главного тренера сборной Бьелсу, потому что «Брухита» всё реже стал выходить в основе команды, а с осени 2003-го и вовсе перестал вызываться. Триумфальная для аргентинцев олимпиада в Афинах пройдёт без Верона, он не вошёл в число «троих опытных», которыми можно было разбавлять молодёжь по олимпийским правилам.

Мудрый Ферги как мог пытался помочь аргентинцу и защищал его перед журналистами, но толку было мало. Вошла в историю гневная отповедь сэра Алекса вероновым хулителям на одной пресс-конференции в мае 2002 года: «Он, б...-, великий игрок! А вы все, б...-, идиоты!» Тем не менее, трансфер Верона в «МЮ», равно как и последующая перепродажа по значительно сниженной цене в «Челси», постоянно входит в разнообразные издевательские хит-парады типа «50 самых неудачных переходов в АПЛ». В лондонском клубе Хуан Себастьян тоже не заиграл, но тут уже главной причиной были частые травмы. Всё-таки Верону было уже под 30.

Мари полюбила Хуана

Тем не менее, за годы злоключений из уст Верона не было слышно ни единой жалобы, он продолжал упорно пахать на тренировках и доказывать свою профпригодность. Что же помогло ему выдержать испытания с честью и не сломаться? Ответ, может, и банальный, но честный – поддержка семьи,Хуан Себастьян Верон. Путь любимая женщина и дети. Вообще-то в юности «Брухита», как и многие южноамериканские футболисты (да и не только футболисты) прославился своими любовными похождениями и участием в шумных вечеринках, а в Италии имел репутацию этакого знойного мачо. Женский журнал Donna Moderna в 2001 году даже назвал наголо остриженного бородатого аргентинца с татуировкой Че Гевары и жгучим взглядом – самым привлекательным футболистом серии А! И всё же Верон настаивает, что всё это время по-настоящему любил только одну девушку – сеньору Марию Флоренцию Виначча, с которой познакомился в 17 лет на пляже в Мирамаре. В Италию Мария отправилась вслед за футболистом, и с тех пор они не расставались, а после рождения двоих детей (сына Дэмиана и дочери Яры) узаконили отношения.

Биографы Верона отмечают, что, обзаведшись семьёй, аргентинец стал куда спокойнее и рассудительнее, да и сам игрок это признаёт. Буйные приключения остались в прошлом, «теперь для меня главное – дети». О своём союзе с Марией Флоренцией он говорит откровенно: «В юности секс для меня был типа спорта, чтобы потом хвастаться перед друзьями. Но Флоренция показала мне, что секс, соединённый с любовью – гораздо лучше». А вот слова самой спутницы жизни: «Понимаете, Верон – нормальный парень, которому просто нужно было перебеситься...- И когда я смотрю на него, я вижу не игрока стоимостью в сорок с чем-то там миллионов долларов, а человека. Я же влюбилась в Себастьяна, а не в вашего «Брухиту» Верона».

Возвращение

...-После «Челси» он ещё провёл два сезона в «Интере», под руководством другого старого знакомого Роберто Манчини. Играл гораздо лучше, чем в Англии, но не так хорошо, как хотелось бы. Даже, как выяснится впоследствии, чемпионом ещё раз стал – когда после известных событий скудетто отнимут у «Юве» и вручат миланцам. А летом 2006-го Верон, по-прежнему игнорируемый тренерским штабом «альбиселесте», отправится домой – в «Эстудиантес». Сначала в аренду на год, а потом и на постоянной основе. По общему мнению европейских специалистов – отправится доигрывать.

Все голы Верона в Серии А

(Со сборной Аргентины вообще нехорошая история получается. Верон утверждал и продолжает утверждать, что Хосе Пекерман, пришедший на место Бьелсы, не взял его, «Брухиту», на ЧМ-2006 исключительно из-за интриг Хуана Пабло Сорина. Вильярреаловец в описании Верона выступает этаким злокозненным «серым кардиналом», который чуть ли не решал за тренера, кого вызывать в национальную команду, а кого нет. Трудно сказать, что здесь правда, а что нет, но то, что оба Хуана друг друга терпеть не могут – факт. Не далее как в прошлом году вышла в свет авторизированная биография Верона под заголовком «El Lado V», что можно перевести примерно как «Под знаком V». «Брухита» посвятил там Сорину немало места в отдельной главе, названной «Враги», и завершил разговор об антагонисте недвусмысленной угрозой: «Судьба нас когда-нибудь ещё сведёт с Сорином. И когда это случится, я из него всё дерьмо выколочу!» Остаётся только развести руками и заметить, что даже первоклассные футболисты не лишены человеческих страстей и слабостей).

Но в «Эстудиантесе» Верон ни в коем случае не «доигрывал». Он играл, и как! В 2006-2009 годах «Брухита», несмотря на периодические мелкие травмы, словно переживал вторую молодость. С ходу выиграв Апертуру-2006, на следующий год Верон после долгого перерыва вернулся-таки в сборную, которую теперь возглавлял Альфио Басиле. Доверился Хуану Себастьяну и Диего Марадона, взявший ветерана на южноафриканский чемпионат мира. Предчувствия болельщиков были не лучшими: с трудом пройденный отбор, странноватый главный тренер, опять первый матч против Нигерии, как и восемь лет назад...- Но побитый-переломанный Верон как раз в игре с Нигерией выдал голевой пас на Хайнце, поучаствовал в победах над Грецией и Мексикой, а вот вылетали «альбиселестес» от Германии уже без «Брухиты».

За год до этого блестящее выступление Верона в Копа Либертадорес принесло его клубу исторический успех – впервые за почти сорок лет «студенты» завоевали главный клубный трофей Южной Америки! В двухматчевом финале был обыгран бразильский «Крузейро» - 0:0, 2:1. А семья Веронов установила своеобразный рекорд – никогда раньше в списке обладателей трофея не было родных отца и сына...- Сам Хуан Себастьян, капитан чемпионов, получив напоследок ещё и титул лучшего игрока турнира предсказуемо назвал вечер 15 июля 2009 года лучшим в своей жизни. Теперь можно и уходить.

Прощание

И он действительно ушёл – хотя планировал завязывать ещё прошлой осенью, но уступил мольбам фанатов и остался ещё на полгода. На трогательной прощальной церемонии суровый и мужественный «Брухита» с трудом сдерживал слёзы. Куда он подастся теперь? Сказать сложно. В августе 2011-го национальная федерация пригласила его на пост менеджера сборной, помогать Алехандро Сабелье – главный тренер «Эстудиантеса» теперь встал у штурвала «альбиселесте». Верон не отказался сразу, попросил отсрочку до завершения карьеры. А в одном из более ранних интервью «Брухита» намекнул, что может и баллотироваться в президенты родного клуба...- Всё может быть, но пока что неугомонный Верон собирается гонять мяч в любительской лиге Ла-Платы (буквально вчера стал игроком какого-то «Асосьясьон Коронель Брандсен», чем безумно осчастливил местную инчаду) и просто наслаждаться футболом.

«Когда закрывается одна дверь – отворяются тысячи других», как говорят аргентинцы.

Хуан Себастьян Верон. Путь

Отец и сын


Топ клубов мира



Топ игроков



Лучшие сборные

© Сайт про футболиста Днепра Александра Грицая - при публикации на вашем сайте наших материалов прямая ссылка обязательна!